30 ЯНВАРЯ – 25 ЛЕТ «СТРЕЛЕ» МУРОМСКОГО СТРЕЛОЧНОГО ЗАВОДА

Об истоках издания МСЗ вспоминает его первый редактор Татьяна Ивановна Душутина, создавшая газету «с нуля» и руководившая им 16 лет (вкупе с радиовещанием, которое было создано ранее Аллой Федоровной Сельцовой). Муромский стрелочный завод долгое время не имел своей многотиражки в отличие от более крупных предприятий Мурома. С его развитием и расширением возникла и острая необходимость в заводской газете. Поэтому многое было впервые – со всеми издержками «первопроходца» по новым рельсам в непростые 90-е. Характерно, что своя газета МСЗ создавалась как бы вопреки общему течению, ибо тогда многие корпоративные издания в стране закрывались, а выживали в основном коммерческие проекты. И уже позже при поддержке и во многом по инициативе МСЗ в городе рождались и новые печатные издания, и телевидение. В этом роль стрелочников – информационную в том числе – нельзя недооценить. Достойный вклад в развитие масс-медиа был сделан и на областном уровне.

Татьяна ДУШУТИНА:
– А создавать «вопреки» новое, свое, впервые, мне помог предшествующий 10-летний опыт районного и городского газетчика. Плюс несколько лет радийного опыта уже на самом предприятии. Сейчас много говорят о создании и развитии мультимедийных изданий, иными словами – о «многостаночных» журналистах, об универсальности СМИ как велении времени. А многотиражка стрелочного изначально имела характер мультимедийного издания. На других заводах, как правило, в штате редакции газеты было два человека и один автономно от них – на радио (вещание по 15 минут два раза в неделю). «Стрела» (так я назвала многотиражку, понятно почему!) сразу взяла гораздо больший и плотный объем, еженедельный стремительный темп и, по признанию самих читателей, высокую планку, позволившую ей уже по итогам первого года успешно побеждать в творческих конкурсах – областных и городских. 
Жаль только, что ни в помещении нынешней редакции, ни в заводском музее огромный накопленный архив (особенно на радио) о заводчанах нескольких поколений нынешний читатель не увидит, кроме, вероятно, лишь газетных подшивок за эти 25 лет во многих подразделениях завода. Эта традиция, требовательно прививаемая в редакции с первых лет существования газеты, продолжается и нынешним руководителем заводских СМИ Натальей Марахтановой, дипломированным филологом, начавшей осваивать профессию у меня, первого редактора издания и наставника многих молодых заводских корреспондентов, кто работал в нашей редакции. Приобщая к профессии некоторых строптивых, иногда случайных в нашем деле, которому, я считаю, надо быть преданным фанатично и быть неравнодушным к людям завода, их жизни и вне работы, а не иначе, я нередко вспоминала сакраментальную фразу из к/ф «Москва слезам не верит»: – Трудно ли руководить?! Да, если это три–четыре человека, а чем больше коллектив – тем легче. 

Роль многотиражки в коллективе

С Наташей мне было комфортнее и плодотворнее работать, чем со многими другими.  Она понимала, что значит для меня это издание, которому было отдано много сил, нервной энергии, самопожертвования. Не пожалела, что приняла её в штат по рекомендации достойного человека. И сегодня мы профессионально общаемся, в качестве ветерана СМИ я дала ей рекомендацию в члены Союза журналистов России, сотрудничаем с моей ученицей, в которой по истечении трёх лет совместной работы я уже видела свою преемницу, которой могла бы доверить своё горячо любимое детище – «Стрелу». 
Информационный объем стрелочных СМИ – газеты и радио – мог вполне соперничать с городским изданием. «Двойная» редакция имела и штат из нескольких человек: редактор, корреспонденты газеты и радио, фотокорреспондент, корректор и даже вначале машинистка на полставки, внештатные курьеры. Потом уже сами печатали тексты в газету и расшифровки радиопередач на пишущих машинках, позже с трудом добились компьютеров. Имели мы и задорный настрой, и хороших авторов, и верных читателей, и здоровые амбиции, позволяющие весьма активное сотрудничество со многими СМИ отрасли, города, области и даже центральными изданиями. Соответствующей была и нагрузка. Колоссальная. По 150 публикаций в год вне должностных инструкций и самой многотиражки и её приложений. Причём – бесплатный пиар для завода (экономия). И – дополнительная нагрузка для литсотрудников, вынужденных терпеть мой редакторский «деспотизм». И соблюдать Устав редакции, узаконивший эти нагрузки. Кто-то потом был благодарен, многому научившись в этой публичной профессии, кто-то не особо проникся, не понял. Многотиражка имела формат стандартный для многих, а по  сути – выходила из рамок и расширяла горизонты информационного поля. В то же самое время у МСЗ появилось и первое в городе кабельное ТВ в жилом микрорайоне. Одно время мне предложили руководить и им. Но от «тройной» ответственности пришлось отказаться. И так уже маленький сын писал в записках: «Моя мама – редактор, постреленок дневной и ночной». Вместо привычных для него сказок на ночь, нередко, готовя к записи радиопередачу или выпуск газеты, приходилось засиживаться до утра, не укладываясь в рамки рабочего времени и долго не имея нормальных условий для коллектива редакции.
«Стрела» одной из первых даже не в городе, а в регионе, например, раньше «Муромского края» и «Призыва», стала выходить в компьютерном варианте. Какое-то время пришлось убеждать местную типографию и коллег из других многотиражек в перспективности этого метода. Наступало время цифровых технологий. В формате А3 и А4. А юбилейные выпуски в полноцвете в несколько страниц приходилось печатать в других городах.  Часто приходилось в первые годы ездить во Владимир, чтобы изготовить клише для фото. Неизменным было одно – ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ выпуск. Вкупе с дополнительными приложениями «СемьЯ», «Стрелантина» (молодёжный выпуск), спортивная мини-газета, праздничные «складушки-цветнушки», чей формат был взят за постоянную основу для нынешней газеты. Опыт многотиражки МСЗ был востребован позже другими изданиями города, к созданию которых  прямо или косвенно был причастен МСЗ. И часто номера городских газет и выпуски радио, в т. ч. областного, выходили с оперативными новостями со стрелочного, подготовленными нашей редакцией. Было ли легче?! Отнюдь. И задержки зарплаты, и долги за бумагу и печать типографии по полгода под «честное слово» редактора – все это было, но газета выходила еженедельно. Это было нормой. А исключением то, что при 47-48 рабочих неделях редакция умудрялись выпускать по 52-54 номера в год.

Как возникла идея создания газеты стрелочного завода?!

Её появления в равной степени хотели и рабочие, особенно из цеха №103, в т.ч. и поныне самый активный автор «Стрелы», резчик Николай Земсков, и руководство. Стрелочный расширялся, росла численность коллектива, возникали новые управленческие коммуникативные задачи. Но до 1993 года МСЗ всё ещё не был самостоятельным предприятием, а входил в систему МПС. Не раз начальник завода (так называлась эта номенклатурная должность при ведомственном подчинении) Виктор Иванович Жуков поднимал этот вопрос в Министерстве. Потом он ушёл на выборную должность в городскую администрацию (и, кстати, активно помогал созданию «Муромского края» через полгода после «Стрелы», звал туда). Предприятие возглавил Александр Викторович Ларкин. В ноябре 1990 года он поставил передо мной задачу создания заводской газеты. Готовых образцов рядом не было. Пришлось подключать своих друзей и знакомых из Москвы, Петербурга, Ярославля, с которыми познакомилась в Международном Доме отдыха журналистов в Болгарии, разрабатывать учредительные документы. Шапку заказала местному художнику Воробьёву, потом она неоднократно менялась. Готовить первые материалы для публикации приходилось, сидя рядом с громогласными  связистами, первыми союзниками СМИ и авторами к тому же. Радио тоже оставалось на мне. Одной было все вместе тянуть очень непросто, но и самой уже не терпелось выпустить первый номер без чьего-либо вмешательства в творческий процесс. Три месяца – не срок для запаса материалов хотя бы. Но суровая семилетняя школа «Муромского рабочего» тоже подстёгивала. Я знала: его редактор Д.П. Пудков, ценивший и не хотевший отпускать меня из редакции, очень обрадуется новому СМИ в Муроме. Так и было. В итоге за два года до приватизации МСЗ на нём родилась своя газета. Отчасти это было чудом. СМИ рассказывало стрелочникам в первую очередь о них и для них. Газета широко расходилась по городу, была востребована партнерами и смежниками, конкуренты тоже стремились прочитать, если на заводе работала рельсовая комиссия или НТС (важные заседания отражались почти документально, интервью «от первого лица» были обширными – на полгазеты), если приезжали коллеги из-за рубежа. Особенно часто в редакцию приходили студенты, брали материал для курсовых и дипломных работ, это им помогало и при защите проектов на МСЗ. А вот доставлять её первое время приходилось больше на себе на городском автобусе. С транспортом была всегда напряженка, хотя городские редакторы имели машины от нашего предприятия. Хорошо, что я хотя бы добилась отдельного помещения, где была оборудована и комната для записи радиопередач в левом углу одного из цехов – механосборочного. Мимо шли на новую площадку герои наших сюжетов, и для редакции не было проблемой взять информацию из разных подразделений коллектива. Газету и нас уважали. Ругали тоже, не без этого, но конструктивно, скорее.
Через нашу редакцию прошли многие, в основном учась работе в СМИ с нуля, были и опытные коллеги. Назову своих помощников. Елена Чембарова, первый радиокорреспондент с поставленным голосом театрала. Её сменила Жанна Маркелова, затем – Элеонора Добровольская, Ольга Соколова, Надежда Елизарова. Литсотрудники газеты, сменявшие друг друга: Геннадий Бондарь, Татьяна Старкова (через три года создавшая на стрелочных дрожжах «Новую провинцию»), Ольга Рябцева, Елена Опарина, Екатерина Братцева, Наталья Аверьянова (ныне – Марахтанова). Корректор и местный экскурсовод Надежда Матвеевна Тюрникова.  Каждый интересен по-своему, с непростыми характерами и судьбами. Многих притянуло сюда, «под крыло», после семейных драм. А потом девочки мои дружно стали выходить замуж. Это – радость. Появились редакционные «бэби». И семейные выпуски были уже предметнее, романтичнее и конкретнее. Мы доверяли друг другу, поддерживали, сопереживали, и первые 15 лет редко кому удавалось вбить клинья между нами. Свой 16-й год редактирования «Стрелы» вспоминать не хочу. Лучше – о хорошем. Его было больше. Геннадий Бондарь, владевший двумя языками, помогал брать интервью у зарубежных партнеров без переводчиков. Елена Чембарова привозила яркие впечатления из зарубежья. Ныне она – успешная предпринимательница. И у всех молодых после «Стрелы» удачно сложилась карьера и семья, что меня радует.
Ни одна новость, важная для всего коллектива, не проходила мимо редакции. В хорошем тандеме мы работали с профкомом, библиотекой, культотделом, цеховым активом, с ветеранами. Особенно благодарна я была Т.Я. Карклинь, А.Ф. Сельцовой, В.А. Беспалову, А.А. Губернаторову и другим. И непременным условием было – многогранно отражать жизнь завода.

О ЧЕМ РАССКАЗАЛ ПЕРВЫЙ НОМЕР ГАЗЕТЫ ЗА 30 ЯНВАРЯ 1991 ГОДА?
О первом в городе кабельном ТВ в «Африке» – в жилом микрорайоне МСЗ. О новой паркетной линии, построенной немецкими специалистами, о работе связи, об укреплении здоровья заводчан в физиотерапии (ЛОК возник много позже), о швейцарско-муромском контракте. А главное место на первой странице заняло начало истории завода. Из номера в номер наш авторский круг расширялся, возникали новые рубрики (их было более 50). И многие сами писали текст, что делало стилистику издания разнообразной и более интересной, чем усилия двух-трех «перьев». Некоторые из первых авторов, как например, квалифицированный рабочий и известный в городе спортсмен Николай Земсков, до сих пор отражают жизнь производства и другие стороны жизни коллектива.
В мультимедийном ряду нынешнего руководителя заводских СМИ Натальи Марахтановой – и сайт, и пиар с рекламой, и выставочная деятельность. «В одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань…»?! Ныне возможно многое. И чистоте отдельных жанров противостоит более динамичная и противоречивая жизнь, информационный формат и цифровые технологии, иногда не оставляющие места для эмоций, для неторопливого размышления над человеческой судьбой в очерке или зарисовке, без чего любая человеческая жизнь становится менее полнокровной. Профессия требует самоотдачи, но все же я бы не соединяла разные профессии в одно целое. Достаточно и триады: газета – радио – сайт.
Тематически стрелочная газета и радио были всегда взаимосвязаны, но не столь утомительно дублировали друг друга во всём (этим были интересны и в качестве подпитки городских изданий новизной), как некоторые нынешние мультимедийные издания: об одном и том же слово в слово в разных СМИ. Наоборот, при норме на заводском радио 15-20 минут у нас не хватало даже двух почасовых передач, чтобы продолжить тему, начатую в «Стреле», в которую часто мы буквально втискивали плотные строчки и до компьютерной эры.
Да, это было, когда стрелочники задавали с 1991 года информационный тон и многим другим в регионе, используя многие жанры в своём арсенале: лирические очерки и зарисовки, аналитические статьи, дерзкие фельетоны и сатирические реплики, и рисунки Бориса Волгина, а также краткие информационные жанры для оперативности сообщения.
 Поздравляю всех заводчан с 25-летним юбилеем «Стрелы», чьей преемницей стала «Стрела Муром» (при регистрации издания), желаю коллективу благополучия и отрадных перспектив.

Меню