Муромский стрелочный завод – флагман группы компаний «Верхнее строение пути» и ведущий производитель стрелочной продукции для железнодорожного транспорта в России – отмечает 90-летний юбилей. О достижениях и планах завода рассказывает генеральный директор АО «ВСП» – управляющей организации АО «МСЗ» Александр Теплоухов.

КАК ЗАКАЛЯЛИСЬ СТРЕЛКИ

– Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, об истории создания группы компаний «ВСП». 
– Она началась еще в 1928 году с создания на базе путевых ремонтных мастерских Муромского стрелочного завода. В середине 1990-х годов производственные мощности были расширены за счет приобретения Кушвинского завода транспортного оборудования в Свердловской области. Кстати, в этом году наше уральское предприятие ООО «Завод транспортного оборудования» (ООО «ЗТО») также отпраздновал юбилей – 80 лет. Окончательную конфигурацию группа компаний приобрела после 2012 года, когда специализация входящих в нее предприятий была четко определена, а АО «Верхнее строение пути» наделили функционалом управляющей организации.
– Какую продукцию выпускают предприятия ГК «ВСП», и насколько она востребована на профильном рынке?
– Основной номенклатурой является стрелочная продукция из рельсов типа Р50, Р65, UIC60, S49 и др. Она предназначена для потребления как на пространстве 1520, так и за его пределами. Сфера применения весьма разнообразна – от инфраструктуры метрополитенов и промышленных предприятий до скоростных магистралей и национальных железнодорожных администраций. У ООО «ЗТО» это стрелочная продукция из рельсов типа Р24, Р33, Р65 для промышленных предприятий, шахт, разрезов. Кроме того, завод специализируется на выпуске стрелочных переводов для трамвайного движения, а также производстве нестандартного оборудования и металлоконструкций.
О рыночной востребованности выпускаемых продуктов можно судить по количеству занятых в производстве сотрудников и режиму их работы. Так, в настоящее время МСЗ стабильно работает в 2–3 смены, в Кушве мы планируем открывать вторую смену, численность персонала уверенно растет после спада в 2014–2015 годах.
– Кто выступает потребителем вашей продукции в РФ и за рубежом?
– Как я уже говорил, мы выпускаем продукцию для всех сегментов рынка, при этом гордимся тем, что АО «Муромский стрелочный завод» является постоянным поставщиком ОАО «Российские железные дороги». Наверное, это самый взыскательный наш потребитель. И, кстати, РЖД принадлежит 13,3% акций завода. Не менее строгий заказчик – АО «Мосинжпроект», генеральный подрядчик строительства Московского метрополитена. Среди наших клиентов также Белорусская железная дорога, Узбекские железные дороги, такие крупные компании, как «Норникель», «ФосАгро», «Металлоинвест», ЕВРАЗ, а также метрополитены и городские трамвайные хозяйства. К сожалению, формат интервью не позволяет перечислить всех наших заказчиков, потому заранее прошу прощения у тех наших партнеров, которых здесь не упомянули.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ПОТРЕБИТЕЛИ?

– Каким требованиям должна отвечать стрелочная продукция?
– Требования к стрелочной продукции, предъявляемые в РФ и других странах Таможенного союза, прописаны в межгосударственных стандартах и направлены, прежде всего, на обеспечение безопасности движения и надежности эксплуатационных показателей. Все выпускаемые нами продукты им соответствуют, что подтверждено сертификатами. Специальные же требования клиентов из разных сегментов транспортного рынка (магистрали, пути необщего пользования, городской рельсовый транспорт, промышленные предприятия) учитывают специфику эксплуатации продукции. Так, например, для РЖД принципиально важно увеличение ресурса стрелочных переводов. За последние три года, работая над улучшением производства, мы смогли удлинить гарантийный срок их использования на инфраструктуре РЖД в 1,5 раза. Дальнейшее увеличение без принципиального изменения конструкции и, к сожалению, повышения стоимости невозможно. Потому сейчас мы предлагаем холдингу наши новые стрелочные переводы, построенные на принципиально иной элементной базе.
Для скоростного и высокоскоростного движения это новый перевод проекта 8364 марки 1/22, обеспечивающий движение со скоростью 120 км/ч по боковому направлению. Он будет укладываться на Октябрьской железной дороге уже в этом году, и мы надеемся, что станет основным продуктом для предстоящего строительства ВСМ в России.
Для магистрального грузового и смешанного движения предназначены переводы марки 1/11 с моноблочными крестовинами разных конструкций проектов 53103, ВСП014, 8365.
Последний перевод (как и перевод проекта 8364) является нашей гордостью. Он создан в партнерстве и на элементах скреплений лидера мировой отрасли – компании «Швихаг АГ», обладает ресурсом 500 млн. тонн брутто и, надеюсь, станет основным продуктом для РЖД и других железнодорожных администраций.
– А чем отличаются запросы зарубежных заказчиков?
– Если говорить о потребителях из дальнего зарубежья, то их требования в целом схожи с запросами наших соотечественников, но описаны иными стандартами (как правило, EN), требующими принципиально иных методов испытаний и контроля. Например, для марганцовистых крестовин необходим рентген-контроль. Но мы уже умеем выпускать такую продукцию. Потребители из Турции, Ирана и Чехии могут это подтвердить.

СЕРВИСНЫЕ ПРОДУКТЫ НЫНЧЕ В ЦЕНЕ

– Как строится работа с клиентами, и какие сервисные продукты могут предложить предприятия группы?
– Работа с клиентами основана на тесном взаимодействии.
В качестве примера расскажу об опыте сотрудничества с «Мосинжпроектом» по реконструкции и строительству новых станций Московского метрополитена. Начиная с 2013 года, МСЗ в сотрудничестве с АО «РЖДстрой» на основе совместно разработанных технических требований и заданий создал несколько десятков принципиально новых комплексных продуктов (стрелочный перевод + бетонное основание + привод). Сейчас могу с гордостью сказать: все новое московское метро обеспечено нашими переводами и съездами, которые к тому же продолжают совершенствоваться.
Специально созданная мониторинговая группа конструкторов и технологов в прочном взаимодействии со службами метрополитена наблюдает за эксплуатацией продукции, получает обратную связь и при необходимости выдает рекомендации для внесения изменений.
– Какие основные тенденции профильного рынка поставки ВСП и связанного с ним оборудования и сервисов Вы можете отметить в настоящий момент?
– Несмотря на явное сегментирование рынка, общей тенденцией является рост спроса на повышение ресурса продукции, в том числе за счет сервиса. Востребованы и комплексные поставки: в них, благодаря работе с «Мосинжпроектом», мы обрели достаточные компетенции, а вот в вопросах сервиса пока находимся на начальном этапе. Но и здесь уже есть определенные результаты. Как известно, одним из узких мест стрелочного перевода с точки зрения износа является крестовина. Для продления ее ресурса на МСЗ была освоена технология восстановления геометрических размеров методом наплавки как в путевых, так и в заводских условиях. В настоящее время несколько восстановленных таким образом крестовин проходят испытания, по результатам которых мы планируем предложить рынку новую услугу – продление ресурса от производителя. А там и до контракта жизненного цикла недалеко. Аналогичную услугу для промышленных потребителей мы предлагаем и на нашем уральском предприятии. При этом никаких технологических или нормативных ограничений для развития сервиса я не вижу, главный враг находится внутри нас – это менталитет производителя. Трудно перестроиться с логики производства к сервису.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ УСПЕШНОЙ КОНКУРЕНЦИИ?

– В чем, по Вашему мнению, заключаются основные конкурентные преимущества группы компаний «ВСП»?
– Если кратко попытаться сформулировать наши основные конкурентные преимущества, то я бы назвал тесную связь с клиентами, грамотные и хорошо мотивированные кадры, эффективное производство.
– А какие компетенции и технологии необходимы для того, чтобы успешно конкурировать на рынке?
– Отрасль железнодорожного машиностроения (а стрелочное производство относится именно к ней) достаточно сложна технологически. Потому, чтобы успешно конкурировать на рынке, в том числе с иностранными производителями, нужно иметь самые эффективные технологии по всему спектру производств: сталелитейному, кузнечно-прессовому, металлообрабатывающему, термическому, инструментальному. Сегодня мы движемся к этой цели. Так, на сталелитейном производстве провели масштабную модернизацию сталеплавильных и закалочных печей, установили новое формовочное оборудование для работы по технологии холодно-твердеющих смесей, создали современный модельный участок с применением фрезерного 3D-центра. В результате мы не только существенно ускорили освоение новых изделий и повысили качество продукции, но и начали поставки литья за рубеж.
Сейчас у нас в приоритете совершенствование термического производства и металлообработки. К сожалению, на этом пути встречаются проблемы, и самой большой является слабая материальная база отечественных станкостроительных предприятий. Пока тенденция возрождения не затронула сферу производства в РФ столь нужных нам тяжелых специальных станков – фрезерных и строгальных. Поэтому пока мы вынуждены ориентироваться на зарубежных производителей и компетенции собственных специалистов, хотя и надеемся на лучшее.
ИТОГИ И ПЛАНЫ

– Как Вы оцениваете итоги модернизации производства, начатой на МСЗ после смены собственника предприятия в 2012–2013 годах, и что предстоит сделать, чтобы ее завершить?
– Подводить итоги модернизации производства, наверное, рановато. В 2014–2015 годах реализации планов помешал серьезный спад на рынке. Многое еще предстоит сделать, прежде всего в части металлообработки. Так, в ближайшие год-два мы проведем глубокую модернизацию пяти крупных фрезерных и строгальных станков (по сути, получим новые станки с ЧПУ) и приобретем еще один новый фрезерный станок типа НС 611, что существенно повысит производительность предприятия. Но основное мероприятие – это строительство и оснащение корпуса новой продукции, ориентированного на продукцию для ВСМ и зарубежных рынков. В настоящее время заканчиваются конкурентные процедуры по выбору подрядчиков и поставщиков, в этом году планируем начать стройку. Общий объем инвестиций, одобренный акционерами, составляет более 800 млн. рублей. Вот реализуем эти планы, тогда поговорим о результатах модернизации.
– А какие плоды принесло создание проектно-конструкторского бюро?
– В отношении ПКБ могу сказать определенно: решение о его создании было абсолютно верным и своевременным. Без него нет будущего. Проектирование, а вернее, создание новой продукции – это ключевая компетенция в любом бизнесе, и она не может быть на аутсорсинге, как это было ранее. Мы намерены активно развивать эту компетенцию, выполняя работы не только для себя, но и для клиентов.
– Каковы дальнейшие планы предприятий группы?
– До конца этого года планируем провести небольшую революцию на трамвайном рынке – предложить модернизированный трамвайный перевод из марганцовистой стали, приближенный по своим показателям к инновационным импортным аналогам. В более отдаленной перспективе, в 2019–2020 годах, – освоение продукции для ВСМ, развитие экспортных поставок стрелочной продукции по стандартам EN на зарубежные рынки и выход на российский рынок марганцовистого литья в качестве поставщика комплектующих для машиностроителей. На Азино можно играть в классических одноруких бандитов с одной линией выплат зеркало азино 777 . Также в игротеке представлены популярные и любимые всеми: блек джек, баккара, слоты, рулетка, кости и др.

Беседовала
Марина ЕРМОЛЕНКО  (журнал «РЖД-Партнер»)

Меню